Нужно ли приложение интернет-магазину?

Так получилось, что разработка мобильных приложений и сайтов идет бок о бок. В этой заметке я хочу разобраться, в каком случае имеет смысл тратить ресурсы на создание приложения, а в каком нет, для средних и крупных интернет-магазинов.

Очень часто в обсуждении этого вопроса звучат такие аргументы, как «Лучше потратить деньги на улучшение сайта» или «Сделайте нормальную адаптивную верстку». Сразу оговорюсь, что я рассматриваю идеальный случай, в котором с сайтом уже все хорошо и ему стремится уже некуда. Ну или более правдоподобный вариант, что мы на сайт и другие аспекты никак влиять не можем, но имеем все полномочия для принятия решения о разработке приложения и связанным с ним маркетингом. Так же, для простоты рассуждений, предположим, что приложение, о котором мы говорим, без дополнительных затрат автоматом портируется на все платформы.

Теперь, когда мы упростили себе задачу, можно абстрактно рассуждать о том, нужно ли нам приложение и как мы сможем его использовать для получения дополнительной прибыли. Честно скажу, что до недавнего времени я сам очень мало пользовался приложениями на своем андроиде и не понимал, как приложение может быть отдельным каналом привлечения клиентов, ведь, как мне казалось, мало кто просто так ставит себя приложения. Однако, по данным Яндекса среднестатистический пользователь устанавливает 3-4 новых приложения в месяц. Да еще и проводит в приложениях около 80% времени, проведенного «в телефоне». Эти цифры напрямую ничего не говорят нам, но можно предположить что даже просто выложив приложение мы уже получим какой-то органический трафик в него из магазинов приложений. Я думаю, что для серьезного бизнеса этот трафик не существенный и не стоит расчитывать, что за счет него мы хотя бы часть разработки окупим в итоге.

Чем приложение отличается от сайта для бизнеса?

Во-первых, у приложения есть права на устройстве, которые политика безопасности никогда не позволит дать вебу. Это геолокация, камера, различные акселерометры и все остальное, что есть в вашем телефоне. Во-вторых, приложение, если мы говорим о нативном варианте, быстрее работает и может обрабатывать горазо больше данных. В-третьих, приложение всегда установлено на телефоне. Это значит, что оно может работать в офлайне, кроме того, это значит, что оно может работать в фоне и, например, собирать какие-то данные или выдавать PUSH-уведомления.

Все эти отличия для интернет-магазина, как правило, сводятся к следующим вариантам их использования:

  • Возврат покупателей через PUSH-уведомления. Этот способ использования достаточно близок к так называемому email-маркетингу. Хотя часть пользователи относятся к уведомлениям благосклоннее, так как чувствуют, что сами их разрешили, установив приложение.
  • Качественная персонализация. То есть, конечно, её можно добится и на сайте, но надо помнить, что пользователи могут пересаживаться с рабочего компьютера на домашний или наоборот, один компьютер и несколько членов семьи. Телефон же, как правило, предмет личный и, даже, можно сказать интимный.
  • Мелкие «плюшки». Например кнопка «Привезите мне туда, где я сейчас», которую на сайте не реализуешь, без огромной погрешности.
  • Лояльность. Кто уже установил приложение, обычно стали автоматом лояльнее. Им проще посмотреть там, чем искать конкурента.

Чем приложение отличается от сайта для клиента?

Основной бонус: до установленного приложения проще добраться. Телефон всегда в кармане, вспоминать название сайта не нужно — просто кликни по иконке. Это играет роль только в том случае, если клиент заказывает достаточно часто. В противном случае иконка будет чаще ему просто мешать.
Второе преимущество — проще использовать. Интерфейсы в приложении будут максимально близки к системным. А если все разработано правильно, то еще и бОльшая часть данных введется автоматически.
Ну и может быть какой-нибудь искусственный плюс типа бонусной программы.

Ложка дегтя

Плюсы приложения я перечислил. Но вопрос в том, принесут ли они прибыль компании. Ведь, надо помнить, что разработка и поддержка мобильных приложений, обычно в полтора-два раза дороже, чем разработка и поддержка сайта. А это существенные вложения. К тому же, продвигать приложение обычно сложнее и дороже.
Вот факторы, которые, на мой взгляд, стоит проанализировать, до принятия решения.

  • Отношение количества повторных покупок к первым. Тут считать, думаю, стоит именно в количестве, а не по сумме, п тому, что нам важно только то, как часто человек будет запускать приложение для покупки.
  • Средний возраст аудитории. Существует распространенное мнение, что сматфонами активнее пользуется молодое поколение. Я не нашел более серьезной статистики, и посмотрел по одному из проектов с достаточно большим количеством посещений к статистике которого у меня был доступ. С смартфонов сайт просматривало 4% пользователей младше 25, но 12% старше. А для ПК эта статистика составляла 16% к 48%. Разница ровно в 3 раза в обоих случаях. Это говорит нам о том, что возраст на самом деле можно и не учитывать всерьез.
    Интересно что для планшетов статистика показала 1.6% к 5.8%. 5.8/1.6 = 3.8. То есть старшее поколение активнее пользуется планшетами, чем младшее. Я понимаю, что это всего один проект и по нему не стоит делать глобальных выводов, но все же любопытно.
  • Отношение аудитории к бонусным программам. Давайте договоримся о шкале от 0 до 1. Если вы продаете что-то для юридических лиц, то, как правило напротив этого пункта можноставить число близкое к 0. Если же ваша аудитория активная и имеет возможность поразбиратся в бонусных программах, то число тут будет ближе к 1. Например, для детски товаров я бы поставил 0.8-0.9, по тому, что «мамочки» очень любыт раличные скидки и бонусы.
  • Частота покупок. Предлагаю измерять в среднем количестве покупок от одного пользователя в неделю. Понятно, что продукты мы покупаем чуть ли не каждый день, а машину большинство меняет раз в несколько лет. Чем чеше будет покупать конкретный пользователь, тем больше профита он получит от установки приложения.
  • Сезонность товаров. Чем равномернее распределяются покупки по времени, тем, опять же, выгоднее будет приложение.

Есть и внутренние факторы. Такие, как «сможем ли мы сделать качественную персонализацию» или «сможем ли мы не перейти грань, после которой PUSH-уведомления так достанут пользователя, что он удалит приложение и нас возненавидит». Их то же нужно учесть.

Вывод

Как такового, четкого ответа я не дал. Думаю, что его и не может быть в общем случае. Надеюсь, что я смог подсказать владельцам бизнесов, какие факторы им стоит учитывать при принятии решения о разработке мобильного приложения.

Share
Send
Pin
 11   2015   web
Popular