Тимбилдинг в формате DnD: удел фриков или панацея?
Сегодня хочу представить на ваш суд экспериментальный пост, в котором попробую предложить лекарство от деградации командного взаимодействия в условиях пандемийной удаленки.
Все мы пережили несколько волн проблем, вызванных вынужденной общей удаленкой. Первой волной были инфраструктурные проблемы — плохо работали камеры и микрофоны, не получалось организовать совместную работу, приходилось переходить на более строгие правила воркфлоу. Второй волной многие испытали сложности с командой — всплывали и обострялись старые конфликты, народ начал массово менять работу из-за изменения условий и глобализации рынка, у многих в компании были утеряны или деградировали целые блоки знаний и процессы. Со всем этим мы, руководители проектов и команд, учились работать последние два года.
Третья волна
И вот сейчас я наблюдаю третью волну. Люди научились работать в командах, но только в узких рамках — нестандартные ситуации, которые раньше развивали команду за счет брейнштормов и новых интересных решений, теперь часто ставят команду в тупик. Доходит до того, что программисту проще сменить работу, чем разбираться со старой сложной задачей, требующей большого взаимодействия. Мы стали слишком однобоко, плоско, видеть своих коллег.
Эволюция сотни тысяч лет готовила наш мозг к тому, чтобы изучать других, чтобы сделать их поведение более предсказуемым. Мы комфортно ощущали себя в своем племени, видели соплеменников каждый день в разных жизненных ситуациях. А сейчас мы видим коллег плоско — только на экране, только в рамках конкретных задач, только в контексте рабочих проблем. Это мешает нам обрести синергию.
Тибилдинговый булшит
Не я один пришел к подобному выводу. Компании стали больше обращать внимание на корпоративы, стараться собирать людей в офлайне. Но вот беда — часто это не дает желаемого результата. Олдскулл корпоратив в виде застолья с алкоголем, в этом плане, самый плохой вариант. Он показывает нам людей только в одной не слишком типичной ситуации, да еще и с измененным сознанием. Варианты со спортивными играми, квизы и настолки — значительно лучше, ведь показывают нам людей более объемно. В играх есть результат, дедлайн, взаимодействие в том или ином виде. Но набор разных ситуаций сильно ограничен, а участие конкретного члена команды сильно зависит от его знаний или физического развития.
НРИ
И вот тут пришло время упомянуть НРИ, то есть настольные ролевые игры . Ведущий (Гейм Мастер) создает мир — описывает его правила, текущее состояние. Представляет персонажей фигурками на столе, рисует карту. А каждый игрок вживается в персонажа — это может быть волшебник или хоббит, космический пират или киборг. Это как RPG. Самая известная из таких игр Подземелья и драконы, сокращенно DnD.
Ролевки дают возможность попробовать себя в совершенно новом амплуа. И не просто попробовать, а действовать — разгадывать загадки, побеждать врагов, выбираться из лабиринтов. При этом взаимодействовать с персонажами других игроков, персонажами ведущего и миром. Это дает возможность посмотреть на свою команду в совершенно разных обстоятельствах. Всей команде предстоит действовать в новых условиях, самим выбирать себе цели и способы их достижения.
Дисклеймер
Не каждая такая игра подойдет для вас. Не все принимают игры и не все готовы погружаться в мир фантазий с головой. Мир НРИ огромен и создан гиками для гиков, поэтому важно, что ваш Гейм Мастер хорошо понимал что он делает и для кого. Я бы с удовольствием сделал пост с советами для корпоративного ГМа, но не совсем уверен, что он уместно на этом канале.
Результат
Если команда, в целом, дружна, но проблемы третьей волны все же чувствуются, то этот путь для вас. Опытный гейм мастер, который понимает что он делает и зачем сможет добиться результата, который вас поразит. Коллеги, знакомые друг с другом только в очень ограниченной среде вдруг узнают друг о друге очень много. И не в виде фактов, а в виде примеров, как человек может действовать в разных ситуациях, о чем думает, как договаривается.