Не знаю, кто и когда придумал термин «сайт-визитка». Но думаю, что он был рожден вместе с понятиями «интернет-портал» и «корпоративный сайт». В чем беда всех этих терминов? Да в том, что никто не знает, что все это значит. Ну, точнее, многие думают, что понимают. Но, проблема в том, что понимают они совершенно разные вещи.
Почему же эти понятия вообще появились? По тому, что они помогают превратить услугу «разработка сайта» в товар «сайт-визитка». Но это дырявая абстракция.
Товары легче продавать по тому, что они, с некоторыми допущениями, одинаковые. Вся яблоки одного сорта и из одно партии похожи на вкус и примерно одинаковые по энергетической ценности. Все телевизоры с одинаковым артикулом имеют одни и те же характеристики. А если что-то пошло не так — червивое яблоко или сломанный телевизор, то их, как правило, можно поменять или починить. Машину можно взять на тест-драйв, а куртку померить перед покупкой.
С услугами все не так. Ты не можешь знать результат заранее. Когда ты нанял садовника, что бы он фигурно подстриг кусты, то ты можешь получить, как «шары» так и «кубы». Если садовник опытный, то он обязательно уточнит заранее, что ты хочешь увидеть, но и с самым подробным ТЗ, результат все равно не определен, пока кусты не подстрижены. То же самое и с другими услугами. И чем сложнее услуга, тем больше переменных, которые влияют на результат. Очень сложно продавать то, чего еще не существует. Особенно сложно, когда заказчик не представляет себе конечный результат.
Постоянно работать вместе с клиентом для получения хорошего результата тяжело. А вот продать ему «сайт-визитку» просто, особенно, если есть пример. По этому, многие разработчики пошли по пути наименьшего сопротивления. Что плохого, если клиент получит понятный результат за понятные деньги? Если все стороны понимают это и согласны, то ничего. Только дело в том, что я не встречал клиентов, которым зачем-то нужен именно такой сайт. Как правило, все же нужен какой-то результат для бизнеса, а вот его такая концепция не учитывает.
Вот и дырка в абстракции. Когда человек приходит за телевизором, то знает, что хочет каждый вечер смотреть какой-нибудь сериал. И он может подобрать себе то, что нужно или спросить совета у консультанта. А потом может пойти в Яндекс.маркет и сравнить цены на телевизоры с такими параметрами. Но сайт — результат долгой совместной работы. Нельзя заказать «сайт-визитку» в двух разных студиях и получить одинаковый результат. Точнее можно, если этот результат нулевой.
Но это еще пол беды. Понятие «визитки» быстро приобрело для клиентов и совсем другое значение. А именно — самое дешевое «пакетное предложение». И расцвет такого понимания пришелся, думаю, на кризис 2008-2009. И до сих пор, когда переговоры начинаются с фразы «нам нужен сайт-визитка», это следует понимать, как «мы не готовы тратить деньги на сайт». К сожалению, часто это значит, что на этом месте переговоры можно и заканчивать.
А что-же лендинги? Это понятие уже родилось мертвым. И так же имело своей целью облегчить продажи. А, говоря прямо, пропихнуть халтурный конвеер штамповки одинаковых html страниц, как разработку сайта.
И вот недавно услышал от клиента, что им нужен лендинг с двадцатью страницами. Где будет каталог, контакты, а еще страница «о компании». Как говорил герой Мета Деймона, Локи в замечательном фильме Догма, «речи, знакомые до боли».